Английский язык, плавание, изостудия, школа верховой езды… С первых лет дети включены в бешеный ритм «взрослой» жизни, непрерывную гонку за достижениями. В результате, успевая все, они зачастую не успевают главного – понять, что же такое время и как им распоряжаться.
Когда у 5-летней Кати выпал первый молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее успокоить: «Это же здорово! Значит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, – рыдала девочка. – Не хочу до ночи работать, как вы!» А 13-летнего Антона привел на прием к психологу папа: «Мой сын бросил все: он занимался музыкой и карате, неплохо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше делать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают прохода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»
Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрослой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщательно распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а значит, на игры и мечты.
Почувствовать ход времени
Играя и мечтая, ребенок познает мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое расписание навсегда останется для него пустой формальностью.
Он делает это только в процессе общения с родителями и другими важными для него взрослыми.
Дети, как и взрослые, не любят, когда их торопят и подгоняют.
Это мешает им почувствовать себя целостной личностью.
Детям необходимо бездельничать.
Время, когда они ничем не заняты, необходимо им для развития души.
«Пожалуй, только гуляя по парку с коляской, я вдруг по-настоящему почувствовала, как идет время, – признается Катя, мама двухлетней дочки. – Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут деревья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней побольше. А в детской на подоконнике мы устроили маленький огород и смотрим, как растут петрушка и укроп».
Дети, выросшие в деревне, знают о времени больше, чем дети городские. Время для них наглядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько – чтобы созрели помидоры и яблоки. «Конечно, современные фермеры и не думают читать своим детям пространные лекции о сроках полевых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сельской местности, постоянно вовлечены в определенный ритм, обусловленный самой природой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям приходится учить этому детей специально», – поясняет психофизиолог Дмитрий Колесов.
Начинать он советует с простого: когда мама собирается отлучиться, она может показать на часах, где будут стрелки к моменту ее возвращения. Но, чтобы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в условленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и секундами, поэтому педагог Константин Сумнительный рекомендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно – так время становится для них реальным. «Завтра» – это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым числом на домашнем календаре.
Мы воспринимаем его по-разному
У взрослых и детей время течет... с разной скоростью. «Обменные процессы в организме ребенка происходят очень быстро, а это означает, что каждый его час более наполнен событиями, чем час взрослого, – поясняет психофизиолог Татьяна Цехмистренко. – С возрастом обменные процессы замедляются, и мы ощущаем, как наше время начинает бежать все быстрее». Кроме того, для многих детей лет до 12 категории будущего и прошедшего времени просто лишены смысла. Выдающийся швейцарский психолог, автор операциональной концепции интеллекта человека Жан Пиаже (Jean Piaget) утверждал: только к этому моменту мозг детей созревает настолько, что они приобретают способность мысленно соотносить прошлое, настоящее и будущее.
Поделитесь с друзьями:
Другие статьи центра эффективного развития человека "Новый старт"
>> Read More
Хотите внуков — уйдите с пути сына!
>> Read More
10 пpизнaкoв moгo, чmo пpишлo вpeмя omпусmиmь чeлoвeкa
>> Read More
Как формируются психологические установки?
>> Read More
ОБИДНАЯ ПРИЧИНА МНОГИХ РАЗВОДОВ
>> Read More
Write a comment